Ваш браузер устарел!

Браузер, которым вы пользуетесь для просмотра этого сайта, устарел и не соответствует современным технологическим стандартам Интернета.

Вы можете установить последнюю версию подходящего браузера, воспользовавшись ссылками ниже:

Возобновлено проведение экскурсий на двух крупнейших в Евразии телескопах в Нижнем Архызе (Карачаево-Черкесия)

9 апреля 2022

Специальная астрофизическая обсерватория Российской академии наук (САО РАН) является крупнейшим российским астрономическим центром наземных наблюдений объектов Вселенной. Астрофизический комплекс включает оптический телескоп БТА (Большой Телескоп Азимутальный) с диаметром главного зеркала 6 м и радиотелескоп РАТАН-600 (РадиоТелескоп Академии Наук) диаметром 600 м.

В 2021 году доля загрузки БТА в интересах внешних пользователей превышала 30%. В их числе обсерватории и астрономические институты Армении, Болгарии, Италии, Китая, Сербии, Словакии, США, Франции. В 2022 году на уникальной научной установке осуществляются исследование активности галактик на различных временных и пространственных масштабах; исследование быстропротекающих явлений и объектов в ближнем и дальнем космическом пространстве; исследование происхождения, строения и эволюции магнитных химически пекулярных звезд в группировках разного возраста, магнитных белых карликов, поиски спутников, включая экзопланеты, и другие научно-исследовательские работы.

РАТАН-600, открытие которого состоялось в 1974 г., до сих пор остается крупнейшим радиотелескопом в мире. В 2021 г. услугами УНУ пользовались обсерватории, астрофизическое центры и университеты Аргентины, Греции, Италии, Китая, США, Финляндии. В 2022 г. на установке продолжаются исследования динамических характеристик активных образований в атмосфере Солнца в широком диапазоне волн и другие работы.

После отмены ограничений на проведение экскурсионных и массовых мероприятий возобновлено проведение экскурсий на объектах САО РАН. Ежегодно обсерваторию посещают около 15 тыс. туристов. На территории САО РАН есть небольшие гостиницы. Это особенно удобно для желающих посетить ночные экскурсии по звездному небу. В академгородке, где живут и работают сотрудники обсерватории, открыт местный планетарий. Эти проекты стали возможны благодаря личному энтузиазму и финансовым вложениям сотрудников.

В планах САО РАН – реконструкция планетария, приобретение звездного и солнечного телескопов для проведения ночных и дневных экскурсий, организация интерактивного музея науки, организация автобусного тура по обсерваториям Северного Кавказа. Реализация данной программы стала бы лучшим ответом на предложение Президента РФ по развитию научно-популярных туристических маршрутов. Однако эти планы требуют финансирования со стороны государства.

Фото предоставлены САО РАН в рамках проведения  Минобрнауки России опроса о возможностях развития научно-популярного туризма в Российской Федерации